ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ЗАСТРАХОВАННЫХ
ЛИЦ О ПРАВАХ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО
ПРОГРАММАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
- Общие положения.
Информационное письмо об обеспечении информированности застрахованных лиц о правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (далее — Информационное письмо) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы), Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», другими законодательными и нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования с целью оказания методической помощи участникам обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности застрахованных лиц о правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).
Информационное письмо подготовлено для использования в работе территориальными фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями (далее — СМО) и медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС, и содержит подходы к обеспечению информированности застрахованных лиц об их правах при получении медицинской Помощи по программам обязательного медицинского страхования, регламентированных основными нормативными правовыми актами.
Соблюдение прав граждан, в том числе застрахованных лиц, в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья являются основными принципами охраны здоровья.
Защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (статьи 14, 16 Основ).
Права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья регламентированы главой 4 Основ.
В первую очередь, это право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан,
1
производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Кроме того, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
Пациент имеет право на:
— медицинскую помощь;
- выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с
Основами. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи он имеет право на выбор медицинской организации и на выбор врача с
учетом согласия врача. При выборе врача и медицинской организации гражданин
имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе
размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о
медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о
врачах, об уровне их образования и квалификации. Лечащий врач предоставляет
информацию о состоянии здоровья пациента; - профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в
медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-
гигиеническим требованиям;
— получение консультаций врачей-специалистов;
— облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским
вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
— получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего
здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана
информация о состоянии его здоровья. Каждый имеет право получить в
доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию
о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского
обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе
развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними
риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и
результатах оказания медицинской помощи. Пациент либо его законный
представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской
документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании
такой документации консультации у других специалистов1, а также на основании
письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские
_____________________
1 Часть 4 статьи 22 Основ.
документы, их копии и выписки из медицинских документов. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы;
- получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в
стационарных условиях; - защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
- отказ от медицинского вмешательства. Гражданин, один из родителей или
иной законный представитель гражданина имеют право отказаться от
медицинского вмешательства или потребовать его прекращения в соответствии со
статьей 20 Основ;
— возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему
медицинской помощи;
- допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих
прав; - допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на
лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления
религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в
том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает
внутренний распорядок медицинской организации.
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние.
Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе (статья 28 Основ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (статья 98 Основ).
Согласно статье 16 Федерального закона застрахованные лица в сфере ОМС имеют право на:
бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
— выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления;
— замену страховой медицинской организации, в которой ранее был
застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября
либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
— выбор медицинской организации из медицинских организаций,
участвующих в реализации территориальной программы обязательного
медицинского страхования;
— выбор врача (с учетом его согласия) путем подачи заявления лично или
через своего представителя на имя руководителя медицинской организации;
— получение от территориального фонда, страховой медицинской
организации и медицинских организаций достоверной информации о видах,
качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования. Основным документом, обеспечивающим защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного
в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по
организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с
законодательством Российской Федерации2; - возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с
неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации
и оказанию медицинской помощи; - защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского
страхования.
- Полномочия по информированию:
2.1. федеральных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
Официальная статистическая информация в сфере здравоохранения является общедоступной и размещается Министерством здравоохранения Российской Федерации в СМИ, в том числе в сети Интернет.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья в соответствии с Основами относятся информирование населения субъекта (муниципального образования субъекта) Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории
_________________________
: Пункт 8 части 1 статьи 16 Федерального закона.
субъекта (муниципального образования субъекта) Российской Федерации3, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;
2.2. участников ОМС
В соответствии с Федеральным законом территориальные фонды ОМС -некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно Типовому положению о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2011 г. № 15н, зарегистрированному в Минюсте России 2 февраля 2011 г. № 19661, одной из задач территориального фонда ОМС является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.
С целью выполнения указанной задачи территориальный фонд ОМС осуществляет следующие полномочия и функции:
- обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского
страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и
условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о
порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с Федеральным законом; - обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,
составляющих информацию ограниченного доступа; - организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством
Российской Федерации4; - проводит разъяснительную работу, информирование населения по
вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда ОМС;
определяет работников, допущенных к работе с данными персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и обеспечивает их конфиденциальность в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных5.
Согласно Федеральному закону СМО, осуществляющая деятельность в сфере ОМС, — страховая организация, имеющая лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
В соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования СМО обязана:
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об
утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний,
представляющих опасность для окружающих».
4 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации».
5 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
- собирать, обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о
застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской
помощи, оказанной застрахованным лицам, обеспечивать их сохранность и
конфиденциальность, осуществлять обмен указанными сведениями между
субъектами обязательного медицинского страхования и участниками
обязательного медицинского страхования; - осуществлять рассмотрение обращений и жалоб граждан, осуществлять
деятельность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц; - получать от медицинских организаций сведения, необходимые для
осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению
медицинской помощи застрахованным лицам, информацию о режиме работы,
видах оказываемой медицинской помощи и иные сведения в объеме и порядке,
которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по
обязательному медицинскому страхованию, обеспечивать их
конфиденциальность и сохранность, а также осуществлять проверку их
достоверности; - обеспечивать медицинские организации информационным материалом
(брошюрами, листовками, памятками) о правах граждан в сфере ОМС,
информационными стендами с плакатами и/или информацией о предоставляемых
видах и объемах медицинской помощи, условиях ее получения в соответствии с
территориальной программой ОМС.
В соответствии с Федеральным законом к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации6 организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.
Медицинские организации в сфере ОМС обязаны:
- предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой
медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых
лекарственных препаратах и о медицинских изделиях; - предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях
оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; - размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о
режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи; - предоставлять застрахованным лицам, СМО и территориальному фонду
ОМС сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а
также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень
которых устанавливается в территориальной программе ОМС;
6 Глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г.№51-ФЗ.
— предоставлять СМО доступное для пациентов место для размещения
информационных материалов о правах застрахованных лиц в сфере ОМС.
Согласно Основам медицинская организация имеет право создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.
- Механизмы осуществления информирования.
В целях обеспечения информированности застрахованных лиц о правах в сфере ОМС возможны следующие направления работы участников ОМС:
- работа с обращениями застрахованных лиц и их представителей;
- работа с общественными коллективами;
- работа со средствами массовой информации;
- выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.);
- размещение информации о правах застрахованных лиц в медицинских
организациях, СМО, территориальных фондах ОМС; - использование информационно-телекоммуникационных сетей.
3.1. Работа с обращениями застрахованных лиц и их представителей.
Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и СМО
проводится в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 7 мая 2013 г. № 80-ФЗ).
В территориальных фондах ОМС и СМО определяются часы приема населения руководителями этих организаций и уполномоченными на то лицами. До сведения застрахованных лиц доводятся адреса и телефоны СМО, территориальных фондов ОМС и их филиалов, информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах.
В целях изучения мнения населения об уровне оказания медицинской помощи могут организовываться мероприятия по типу «горячей линии», «открытого телефона» совместно с представителями органов исполнительной власти в сфере здравоохранением в субъекте Российской Федерации, встречи с населением с последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
Порядок информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях в предоставлении медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования утвержден Федеральным фондом ОМС7
3.2. Работа с общественными коллективами.
Сотрудники территориальных фондов ОМС и СМО проводят информационно-разъяснительную работу (беседы и лекции) по законодательству Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования среди коллективов медицинских работников, трудовых коллективов, общественных
7 Приказ Федерального фонда ОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС».
объединений пациентов и прочих групп застрахованных лиц, в том числе по вопросам получения бесплатной медицинской помощи по программа ОМС, используя при этом наглядную агитацию и раздаточные материалы.
3.3. Работа со средствами массовой информации (далее — СМИ).
Работа со средствами массовой информации может вестись по следующим направлениям:
- размещение публикаций по правам застрахованных лиц в сфере ОМС в
печатных электронных средствах массовой информации; - комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным обращениям
застрахованных лиц с учетом требований законодательства в сфере защиты
персональных данных; - публикации отчетов территориальных фондов ОМС и СМО о результатах
работы по защите прав застрахованных лиц, в том числе по судебной практике; - публикации номеров телефонов «горячей телефонной линии» и
расписания приема застрахованных лиц в территориальных фондах ОМС и СМО; - размещение публикаций в территориальных бесплатных (рекламно-
информационных) газетах в целях обеспечения доступности информации для
социально незащищенных групп застрахованных лиц; - организация выступлений на каналах радио и телевидения субъектов
Российской Федерации.
3.4. Выпуск наглядных материалов.
Для обеспечения информированности каждого застрахованного лица о правах в сфере здравоохранения и ОМС возможно применение методов рекламной информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро и др.).
Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам прав застрахованных лиц в сфере здравоохранения и ОМС.
3.5. Размещение информации.
Информация о правах застрахованных лиц в сфере здравоохранения и ОМС размещается в медицинских организациях, СМО, территориальных фондах ОМС, Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в доступных для населения местах (приложения 1 — 3 к Информационному письму).
3.6. Мероприятия по созданию и поддержанию интернет — ресурсов
территориальных фондов ОМС и СМО.
Для организации работы по информированию граждан целесообразно размещение следующей информации на общедоступных страницах Интернет-сайтов территориальных фондов ОМС и СМО:
— общей нормативно-справочной информации о деятельности сферы ОМС;
- нормативных правовых, информационных документов по конкретному
субъекту Российской Федерации; - контактной информации, в том числе телефонов «горячей телефонной
линии».
СМО размещают на собственных официальных сайтах в сети Интернет,
8
опубликовывают в СМИ или доводят до сведения застрахованных лиц иными предусмотренными законодательством Российской Федерации8 способами информацию о своей деятельности, составе учредителей (участников, акционеров), финансовых результатах деятельности, об опыте работы, о количестве застрахованных лиц, медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории субъекта Российской Федерации, видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи, правах граждан в сфере ОМС, в том числе праве выбора или замены СМО, медицинской организации, порядке получения полиса ОМС, а также об обязанностях застрахованных лиц.
Требования к размещению СМО информации утверждены в разделе XIII Правил ОМС9. Требования к подсистеме информирования граждан (официальному сайту СМО в сети Интернет) утверждены в Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС10.
3.7. Размещение информации для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.
Информационное обеспечение в сфере ОМС должно соответствовать нормам и требованиям к созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к информации, предусмотренным Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами11.
- Порядок контроля за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним и отчетность по информирования в сфере ОМС.
Порядок контроля за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним осуществляется в соответствии с договорами в сфере ОМС12, порядком организации и проведения контроля объемов, сроков,
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
___________________
9 Приказ Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.
10 Приказ Федерального фонда ОМС от 7 апреля 2011 г. № 79.
11 Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 627 «Об утверждении методики,
позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп
населения, с возможностью учета региональной специфики», Методические рекомендации
Минтруда России от 18 сентября 2012 года «Методика паспортизации и классификации
объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их
доступность. Методическое пособие».
Приказы Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. № ЮЗОн «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования» и Минздрава России от 24 декабря 2012 г. № 1355н «Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС».
качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС13 и Положением о контроле за деятельностью СМО и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС14.
Контроль за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним в территориальном фонде ОМС осуществляется Федеральным фондом ОМС в соответствии с графиком проверок и руководством территориального фонда ОМС (внутренний контроль не реже 1 раза в год).
Контроль за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним в СМО осуществляется Федеральным фондом ОМС, территориальным фондом ОМС в соответствии с графиком проверок и руководством СМО (внутренний контроль не реже 1 раза в год).
Контроль за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним в медицинской организации осуществляется Федеральным фондом ОМС, территориальным фондом ОМС, СМО в соответствии с графиком проверок и руководством медицинской организации (внутренний контроль не реже 1 раза в год).
Отчетность по информированию в сфере ОМС предоставляется СМО и филиалами территориальных фондов ОМС в территориальные фонды ОМС, территориальными фондами ОМС в Федеральный фонд ОМС по форме и в сроки, утвержденные Федеральным фондом ОМС15.
- Рекомендации по развитию системы информирования.
Для облегчения взаимодействия пользователей интернет-ресурса рекомендуется:
— организация разделов по защите прав застрахованных лиц, в том числе для
размещения отчетов территориальных фондов ОМС и СМО о результатах работы
по защите прав застрахованных лиц и судебной практике;
— организация «горячей линии» с использованием веб-сервисов (он-лайн
сообщений, сообщений по электронной почте);
- группировка информации, предназначенной или затрагивающей:
- СМО;
- застрахованных лиц;
- страхователей;
- медицинские организации.
В целях обеспечения диалога заинтересованных сторон рекомендуется:
- организация форумов с участием в них представителей территориальных
фондов ОМС; - публикация ответов на вопросы, заданные на форуме;
использование оповещений (через подписные механизмы)
____________
13 Приказ Федерального фонда ОМС от 1 декабря 2010 г. № 230.
14 Приказ Федерального фонда ОМС от 16 апреля 2012 г. № 73.
15 Приказ Федерального фонда ОМС от 16 августа 2011 г. № 145 «Об утверждении формы и
порядка ведения отчетности № ПГ «Организация защиты прав застрахованных лиц в сфере
ОМС».
10 заинтересованных лиц;
- организация механизма обратной связи с пользователями Интернет-сайта.
Для повышения информированности граждан рекомендуется: - организация и обновление новостной ленты Интернет-сайта;
- публикация выступлений и комментариев врачей, юристов, экономистов, в
том числе по конкретным обращениям застрахованных лиц, с учетом требований
законодательства в сфере защиты персональных данных; - публикация печатных материалов в электронном виде, в т.ч. различных
справочников (СМО, медицинских организаций).
Для эффективной защиты прав застрахованных лиц рекомендуется территориальным фондам и СМО развивать службу представителей, осуществляющих консультирование и оперативное решение правовых вопросов получения бесплатной и доступной медицинской помощи в:
- медицинских организациях;
- органах социальной защиты, а также учреждениях социальной помощи
(домах ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров
социальной адаптации и других), создаваемых в системе органов социальной
защиты населения.
Для развития и поддержания Интернет-сайтов территориальных фондов ОМС и СМО рекомендуется:
- размещение ссылок на ресурсы, содержащие полезную информацию о
правах застрахованных лиц в сфере здравоохранения и обязательного
медицинского страхования; - мониторинг обращений пользователей к интересующей информации с
помощью статистики посещений страниц сайта; - периодическая корректировка и изменение структуры Интернет-сайта с
целью облегчения поиска информации, в зависимости от востребованности
ресурсов; - добавление информации и поддержание информации в актуальном виде;
- развитие взаимодействия со СМИ, представленными в сети Интернет;
размещение информации (в том числе контактной) на специализированных Интернет-сайтах.
СМО рекомендуется обеспечивать размещение информационных материалов в общедоступных для застрахованных лиц местах (Приложение 2 к Информационному письму):
- в местах, отведенных в СМО для приема застрахованных лиц;
- в пунктах выдачи полисов ОМС;
— в медицинских организациях, находящихся со СМО в договорных
отношениях.
В СМО размещаются, а также вручаются персонально застрахованным лицам (их представителям) информационные и тематические материалы, соответствующие требованиям достоверности, доступности, наглядности, полноты.
В местах размещения информационных материалов могут быть представлены материалы об иных, кроме ОМС, видах медицинского страхования.
11
Рекомендуемое количество и общая площадь носителей, используемых в СМО для размещения таких материалов, не превышает количества и общей площади носителей, используемых для размещения информационных материалов.
При обеспечении тематическими материалами, разработанными и утвержденными органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, СМО рекомендуется обеспечивать их размещение (плакаты), а также выдачу (буклеты, листовки и т.д.) персонально застрахованным лицам (их представителям).
Рекомендуется осуществлять выдачу персонально застрахованным лицам (их представителям) тематических материалов при:
— выдаче, замене полиса ОМС;
— обращении застрахованных лиц в подразделения СМО (офис,
консультационная служба пункта выдачи полисов, кабинет представителя СМО)
для получения консультации, рассмотрения жалобы;
— проведение СМО информационно-разъяснительных мероприятий (встреч)
с застрахованными лицами.
В СМО может осуществляться выдача персонально застрахованным лицам (их представителям) материалов социального характера, использование которых согласовано органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, а также социальной защиты и социального страхования.
В СМО, организующих службу представителей страховых медицинских организаций по проведению в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, работы по защите прав и законных интересов застрахованных лиц, представители СМО могут принимать участие в подготовке и размещении информационных материалов по защите прав застрахованных лиц, а также обеспечивают застрахованных лиц, получающих в медицинских организациях медицинскую помощь, информационно-разъяснительными материалами по вопросам их прав.
Рекомендуется информацию о правах пациента, предусмотренных Основами, а также о правах застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом, размещать около регистратуры, в холлах, приемных отделениях и около сестринских постов медицинских организаций (Приложение 3 к Информационному письму).
В целях реализации поставленной задачи территориальными фондами ОМС совместно со СМО могут организовываться совещания, семинары, учебные циклы, в том числе совместно с Федеральным фондом ОМС, позволяющие медицинским работникам, в том числе руководителям медицинских организаций, получить информацию о законодательстве Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования и о правах застрахованных лиц при получении медицинской помощи.