Информация по ОМС

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ЗАСТРАХОВАННЫХ

ЛИЦ О ПРАВАХ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО

ПРОГРАММАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

  1. Общие положения.

Информационное письмо об обеспечении информированности застрахованных лиц о правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (далее — Информационное письмо) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы), Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», другими законодательными и нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования с целью оказания методической помощи участникам обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности застрахованных лиц о правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).

Информационное письмо подготовлено для использования в работе территориальными фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями (далее — СМО) и медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС, и содержит подходы к обеспечению информированности застрахованных лиц об их правах при получении медицинской Помощи по программам обязательного медицинского страхования, регламентированных основными нормативными правовыми актами.

Соблюдение прав граждан, в том числе застрахованных лиц, в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья являются основными принципами охраны здоровья.

Защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (статьи 14, 16 Основ).

Права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья регламентированы главой 4 Основ.

В первую очередь, это право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан,

1

производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Кроме того, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Пациент имеет право на:

— медицинскую помощь;

  • выбор   врача  и   выбор   медицинской   организации   в   соответствии   с
    Основами. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы
    государственных   гарантий   бесплатного   оказания   гражданам   медицинской
    помощи он имеет право на выбор медицинской организации и на выбор врача с
    учетом согласия врача. При выборе врача и медицинской организации гражданин
    имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе
    размещенной    в    информационно-телекоммуникационной    сети   Интернет,    о
    медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о
    врачах, об уровне их образования и квалификации. Лечащий врач предоставляет
    информацию о состоянии здоровья пациента;
  • профилактику,   диагностику,   лечение,   медицинскую   реабилитацию   в
    медицинских     организациях     в     условиях,     соответствующих     санитарно-
    гигиеническим требованиям;

— получение консультаций врачей-специалистов;

— облегчение   боли,   связанной   с   заболеванием   и   (или)   медицинским
вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

— получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего
здоровья,  выбор лиц,  которым  в  интересах  пациента может быть  передана
информация   о   состоянии   его   здоровья.   Каждый   имеет   право   получить   в
доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию
о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского
обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе
развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними
риске,   возможных   видах  медицинского   вмешательства,   его   последствиях   и
результатах   оказания   медицинской   помощи.   Пациент   либо   его   законный
представитель   имеет   право   непосредственно   знакомиться    с   медицинской
документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании
такой документации консультации у других специалистов1, а также на основании
письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские

_____________________

1 Часть 4 статьи 22 Основ.

документы, их копии и выписки из медицинских документов. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы;

  • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в
    стационарных условиях;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства. Гражданин, один из родителей или
    иной    законный    представитель    гражданина    имеют    право    отказаться    от
    медицинского вмешательства или потребовать его прекращения в соответствии со
    статьей 20 Основ;

— возмещение    вреда,    причиненного    здоровью    при    оказании    ему
медицинской помощи;

  • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих
    прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на
    лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления
    религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в
    том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает
    внутренний распорядок медицинской организации.

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние.

Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе (статья 28 Основ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (статья 98 Основ).

Согласно статье 16 Федерального закона застрахованные лица в сфере ОМС имеют право на:

бесплатное    оказание    им    медицинской    помощи    медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;

на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;

— выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления;

— замену   страховой   медицинской   организации,   в  которой  ранее   был
застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября

либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;

— выбор    медицинской    организации    из    медицинских    организаций,
участвующих    в    реализации    территориальной    программы    обязательного
медицинского страхования;

— выбор врача (с учетом его согласия) путем подачи заявления лично или
через своего представителя на имя руководителя медицинской организации;

— получение    от    территориального    фонда,    страховой    медицинской
организации и медицинских организаций достоверной информации о видах,
качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;

защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования. Основным документом, обеспечивающим защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

  • возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного
    в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по
    организации    предоставления    медицинской    помощи,    в    соответствии    с
    законодательством Российской Федерации2;
  • возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с
    неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации
    и оказанию медицинской помощи;
  • защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского
    страхования.
  1. Полномочия по информированию:

2.1. федеральных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения

Официальная статистическая информация в сфере здравоохранения является общедоступной и размещается Министерством здравоохранения Российской Федерации в СМИ, в том числе в сети Интернет.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья в соответствии с Основами относятся информирование населения субъекта (муниципального образования субъекта) Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний,   представляющих   опасность   для   окружающих,   на   территории

_________________________

: Пункт 8 части 1 статьи 16 Федерального закона.

субъекта (муниципального образования субъекта) Российской Федерации3, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;

2.2. участников ОМС

В соответствии с Федеральным законом территориальные фонды ОМС -некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно Типовому положению о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2011 г. № 15н, зарегистрированному в Минюсте России 2 февраля 2011 г. № 19661, одной из задач территориального фонда ОМС является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

С целью выполнения указанной задачи территориальный фонд ОМС осуществляет следующие полномочия и функции:

  • обеспечивает   права   граждан   в   сфере   обязательного   медицинского
    страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и
    условий   предоставления  медицинской   помощи,   информирование   граждан   о
    порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с Федеральным законом;
  • обеспечивает    в    пределах    своей    компетенции    защиту    сведений,
    составляющих информацию ограниченного доступа;
  • организует   прием   граждан,   обеспечивает   своевременное   и   полное
    рассмотрение    обращений    граждан    в    соответствии    с    законодательством
    Российской Федерации4;
  • проводит   разъяснительную   работу,   информирование   населения   по
    вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда ОМС;

определяет работников, допущенных к работе с данными персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и обеспечивает их конфиденциальность в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных5.

Согласно Федеральному закону СМО, осуществляющая деятельность в сфере ОМС, — страховая организация, имеющая лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

В соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования СМО обязана:

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об
утверждении    перечня    социально    значимых    заболеваний    и    перечня    заболеваний,
представляющих опасность для окружающих».

4 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации».

5 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

  • собирать, обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о
    застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской
    помощи,  оказанной  застрахованным  лицам,  обеспечивать  их  сохранность  и
    конфиденциальность,   осуществлять   обмен   указанными   сведениями   между
    субъектами     обязательного     медицинского     страхования     и     участниками
    обязательного медицинского страхования;
  • осуществлять рассмотрение обращений и жалоб граждан, осуществлять
    деятельность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц;
  • получать   от  медицинских   организаций   сведения,   необходимые   для
    осуществления    контроля   за   соблюдением   требований    к   предоставлению
    медицинской помощи застрахованным лицам, информацию о режиме работы,
    видах оказываемой медицинской помощи и иные сведения в объеме и порядке,
    которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по
    обязательному         медицинскому         страхованию, обеспечивать         их
    конфиденциальность   и   сохранность,   а   также   осуществлять   проверку   их
    достоверности;
  • обеспечивать медицинские организации информационным материалом
    (брошюрами,   листовками,   памятками)   о   правах   граждан   в   сфере   ОМС,
    информационными стендами с плакатами и/или информацией о предоставляемых
    видах и объемах медицинской помощи, условиях ее получения в соответствии с
    территориальной программой ОМС.

В соответствии с Федеральным законом к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации6 организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.

Медицинские организации в сфере ОМС обязаны:

  • предоставлять  пациентам  достоверную  информацию  об  оказываемой
    медицинской    помощи,    эффективности    методов    лечения,     используемых
    лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
  • предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях
    оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных
    гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о
    режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;
  • предоставлять застрахованным лицам, СМО и территориальному фонду
    ОМС сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а
    также  показателях  доступности  и  качества  медицинской   помощи,   перечень
    которых устанавливается в территориальной программе ОМС;

6 Глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г.№51-ФЗ.

— предоставлять СМО доступное для пациентов место для размещения
информационных материалов о правах застрахованных лиц в сфере ОМС.

Согласно Основам медицинская организация имеет право создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.

  1. Механизмы осуществления информирования.

В целях обеспечения информированности застрахованных лиц о правах в сфере ОМС возможны следующие направления работы участников ОМС:

  • работа с обращениями застрахованных лиц и их представителей;
  • работа с общественными коллективами;
  • работа со средствами массовой информации;
  • выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.);
  • размещение информации о правах застрахованных лиц в медицинских
    организациях, СМО, территориальных фондах ОМС;
  • использование информационно-телекоммуникационных сетей.

3.1. Работа с обращениями застрахованных лиц и их представителей.
Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и СМО

проводится в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 7 мая 2013 г. № 80-ФЗ).

В территориальных фондах ОМС и СМО определяются часы приема населения руководителями этих организаций и уполномоченными на то лицами. До сведения застрахованных лиц доводятся адреса и телефоны СМО, территориальных фондов ОМС и их филиалов, информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах.

В целях изучения мнения населения об уровне оказания медицинской помощи могут организовываться мероприятия по типу «горячей линии», «открытого телефона» совместно с представителями органов исполнительной власти в сфере здравоохранением в субъекте Российской Федерации, встречи с населением с последующим анализом обращений в средствах массовой информации.

Порядок информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях в предоставлении медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования утвержден Федеральным фондом ОМС7

3.2. Работа с общественными коллективами.

Сотрудники территориальных фондов ОМС и СМО проводят информационно-разъяснительную работу (беседы и лекции) по законодательству Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования среди коллективов  медицинских работников,  трудовых  коллективов,  общественных

7 Приказ Федерального фонда ОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС».

объединений пациентов и прочих групп застрахованных лиц, в том числе по вопросам получения бесплатной медицинской помощи по программа ОМС, используя при этом наглядную агитацию и раздаточные материалы.

3.3. Работа со средствами массовой информации (далее СМИ).
Работа со средствами массовой информации может вестись по следующим направлениям:

  • размещение публикаций по правам застрахованных лиц в сфере ОМС в
    печатных электронных средствах массовой информации;
  • комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным обращениям
    застрахованных лиц с учетом требований законодательства в сфере защиты
    персональных данных;
  • публикации отчетов территориальных фондов ОМС и СМО о результатах
    работы по защите прав застрахованных лиц, в том числе по судебной практике;
  • публикации   номеров   телефонов   «горячей   телефонной   линии»   и
    расписания приема застрахованных лиц в территориальных фондах ОМС и СМО;
  • размещение   публикаций   в  территориальных   бесплатных   (рекламно-
    информационных) газетах в целях обеспечения доступности информации для
    социально незащищенных групп застрахованных лиц;
  • организация выступлений на каналах радио и телевидения субъектов
    Российской Федерации.

3.4. Выпуск наглядных материалов.

Для обеспечения информированности каждого застрахованного лица о правах в сфере здравоохранения и ОМС возможно применение методов рекламной информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро и др.).

Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам прав застрахованных лиц в сфере здравоохранения и ОМС.

3.5. Размещение информации.

Информация о правах застрахованных лиц в сфере здравоохранения и ОМС размещается в медицинских организациях, СМО, территориальных фондах ОМС, Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в доступных для населения местах (приложения 1 — 3 к Информационному письму).

3.6. Мероприятия по созданию и поддержанию интернет — ресурсов
территориальных фондов ОМС и СМО.

Для организации работы по информированию граждан целесообразно размещение следующей информации на общедоступных страницах Интернет-сайтов территориальных фондов ОМС и СМО:

— общей нормативно-справочной информации о деятельности сферы ОМС;

  • нормативных правовых, информационных документов по конкретному
    субъекту Российской Федерации;
  • контактной информации, в том числе телефонов «горячей телефонной
    линии».

СМО размещают на собственных официальных сайтах в сети Интернет,

8

опубликовывают в СМИ или доводят до сведения застрахованных лиц иными предусмотренными законодательством Российской Федерации8 способами информацию о своей деятельности, составе учредителей (участников, акционеров), финансовых результатах деятельности, об опыте работы, о количестве застрахованных лиц, медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории субъекта Российской Федерации, видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи, правах граждан в сфере ОМС, в том числе праве выбора или замены СМО, медицинской организации, порядке получения полиса ОМС, а также об обязанностях застрахованных лиц.

Требования к размещению СМО информации утверждены в разделе XIII Правил ОМС9. Требования к подсистеме информирования граждан (официальному сайту СМО в сети Интернет) утверждены в Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС10.

3.7. Размещение информации для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.

Информационное обеспечение в сфере ОМС должно соответствовать нормам и требованиям к созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к информации, предусмотренным Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами11.

  1. Порядок контроля за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним и отчетность по информирования в сфере ОМС.

Порядок контроля за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним осуществляется в соответствии с договорами в сфере ОМС12, порядком организации и проведения контроля объемов, сроков,

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

___________________

9 Приказ Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

10 Приказ Федерального фонда ОМС от 7 апреля 2011 г. № 79.

11 Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 627 «Об утверждении методики,
позволяющей   объективизировать   и   систематизировать  доступность   объектов   и   услуг   в
приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп
населения, с возможностью учета региональной специфики», Методические рекомендации
Минтруда России от  18 сентября 2012 года «Методика паспортизации и классификации
объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их
доступность. Методическое пособие».

Приказы Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. № ЮЗОн «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования» и Минздрава России от 24 декабря 2012 г. № 1355н «Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС».

качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС13 и Положением о контроле за деятельностью СМО и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС14.

Контроль за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним в территориальном фонде ОМС осуществляется Федеральным фондом ОМС в соответствии с графиком проверок и руководством территориального фонда ОМС (внутренний контроль не реже 1 раза в год).

Контроль за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним в СМО осуществляется Федеральным фондом ОМС, территориальным фондом ОМС в соответствии с графиком проверок и руководством СМО (внутренний контроль не реже 1 раза в год).

Контроль за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним в медицинской организации осуществляется Федеральным фондом ОМС, территориальным фондом ОМС, СМО в соответствии с графиком проверок и руководством медицинской организации (внутренний контроль не реже 1 раза в год).

Отчетность по информированию в сфере ОМС предоставляется СМО и филиалами территориальных фондов ОМС в территориальные фонды ОМС, территориальными фондами ОМС в Федеральный фонд ОМС по форме и в сроки, утвержденные Федеральным фондом ОМС15.

  1. Рекомендации по развитию системы информирования.

Для облегчения взаимодействия пользователей интернет-ресурса рекомендуется:

— организация разделов по защите прав застрахованных лиц, в том числе для
размещения отчетов территориальных фондов ОМС и СМО о результатах работы
по защите прав застрахованных лиц и судебной практике;

— организация «горячей линии» с использованием веб-сервисов (он-лайн
сообщений, сообщений по электронной почте);

  • группировка информации, предназначенной или затрагивающей:
  • СМО;
  • застрахованных лиц;
  • страхователей;
  • медицинские организации.

В целях обеспечения диалога заинтересованных сторон рекомендуется:

  • организация форумов с участием в них представителей территориальных
    фондов ОМС;
  • публикация ответов на вопросы, заданные на форуме;

использование      оповещений      (через       подписные      механизмы)

____________

13 Приказ Федерального фонда ОМС от 1 декабря 2010 г. № 230.

14 Приказ Федерального фонда ОМС от 16 апреля 2012 г. № 73.

15 Приказ Федерального фонда ОМС от 16 августа 2011 г. № 145 «Об утверждении формы и
порядка ведения отчетности № ПГ «Организация защиты прав застрахованных лиц в сфере
ОМС».

10 заинтересованных лиц;

  • организация механизма обратной связи с пользователями Интернет-сайта.
    Для повышения информированности граждан рекомендуется:
  • организация и обновление новостной ленты Интернет-сайта;
  • публикация выступлений и комментариев врачей, юристов, экономистов, в
    том числе по конкретным обращениям застрахованных лиц, с учетом требований
    законодательства в сфере защиты персональных данных;
  • публикация печатных материалов в электронном виде, в т.ч. различных
    справочников (СМО, медицинских организаций).

Для эффективной защиты прав застрахованных лиц рекомендуется территориальным фондам и СМО развивать службу представителей, осуществляющих консультирование и оперативное решение правовых вопросов получения бесплатной и доступной медицинской помощи в:

  • медицинских организациях;
  • органах социальной защиты, а также учреждениях социальной помощи
    (домах ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров
    социальной адаптации и других), создаваемых в системе органов социальной
    защиты населения.

Для развития и поддержания Интернет-сайтов территориальных фондов ОМС и СМО рекомендуется:

  • размещение ссылок на ресурсы, содержащие полезную информацию о
    правах    застрахованных    лиц    в    сфере    здравоохранения    и    обязательного
    медицинского страхования;
  • мониторинг обращений пользователей к интересующей информации с
    помощью статистики посещений страниц сайта;
  • периодическая корректировка и изменение структуры Интернет-сайта с
    целью  облегчения  поиска  информации,  в  зависимости  от  востребованности
    ресурсов;
  • добавление информации и поддержание информации в актуальном виде;
  • развитие взаимодействия со СМИ, представленными в сети Интернет;

размещение      информации      (в      том      числе      контактной)      на специализированных Интернет-сайтах.

СМО рекомендуется обеспечивать размещение информационных материалов в общедоступных для застрахованных лиц местах (Приложение 2 к Информационному письму):

  • в местах, отведенных в СМО для приема застрахованных лиц;
  • в пунктах выдачи полисов ОМС;

— в   медицинских   организациях,   находящихся   со   СМО   в   договорных
отношениях.

В СМО размещаются, а также вручаются персонально застрахованным лицам (их представителям) информационные и тематические материалы, соответствующие требованиям достоверности, доступности, наглядности, полноты.

В местах размещения информационных материалов могут быть представлены материалы об иных, кроме ОМС, видах медицинского страхования.

11

Рекомендуемое количество и общая площадь носителей, используемых в СМО для размещения таких материалов, не превышает количества и общей площади носителей, используемых для размещения информационных материалов.

При обеспечении тематическими материалами, разработанными и утвержденными органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, СМО рекомендуется обеспечивать их размещение (плакаты), а также выдачу (буклеты, листовки и т.д.) персонально застрахованным лицам (их представителям).

Рекомендуется осуществлять выдачу персонально застрахованным лицам (их представителям) тематических материалов при:

— выдаче, замене полиса ОМС;

— обращении    застрахованных    лиц    в    подразделения    СМО    (офис,
консультационная служба пункта выдачи полисов, кабинет представителя СМО)
для получения консультации, рассмотрения жалобы;

— проведение СМО информационно-разъяснительных мероприятий (встреч)
с застрахованными лицами.

В СМО может осуществляться выдача персонально застрахованным лицам (их представителям) материалов социального характера, использование которых согласовано органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, а также социальной защиты и социального страхования.

В СМО, организующих службу представителей страховых медицинских организаций по проведению в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, работы по защите прав и законных интересов застрахованных лиц, представители СМО могут принимать участие в подготовке и размещении информационных материалов по защите прав застрахованных лиц, а также обеспечивают застрахованных лиц, получающих в медицинских организациях медицинскую помощь, информационно-разъяснительными материалами по вопросам их прав.

Рекомендуется информацию о правах пациента, предусмотренных Основами, а также о правах застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом, размещать около регистратуры, в холлах, приемных отделениях и около сестринских постов медицинских организаций (Приложение 3 к Информационному письму).

В целях реализации поставленной задачи территориальными фондами ОМС совместно со СМО могут организовываться совещания, семинары, учебные циклы, в том числе совместно с Федеральным фондом ОМС, позволяющие медицинским работникам, в том числе руководителям медицинских организаций, получить информацию о законодательстве Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования и о правах застрахованных лиц при получении медицинской помощи.